Ирина Калита, PR-специалист НОК: cпортивный маркетинг в нашей стране напоминает «неопознанный летающий объект»


У интернет-ресурса ProPR много друзей-пиарщиков, работающих совершенно в разных сферах. Одна из них, Ирина Калита - специалист по связям с общественностью и СМИ Национального олимпийского комитета Украины (НОК). В один из первых теплых дней наступившей весны мы решили пообщаться с Ириной о спортивном маркетинге и PR.

Ирина, расскажите, чем занимается PR-служба НОК. Какая ваша цель и для какой аудитории работаете?
Прежде всего, наверное, следует начать с того, что такое Национальный олимпийский комитет Украины, чем он занимается, его цели, задачи. Национальный олимпийский комитет (НОК) Украины был создан 22 декабря 1990 года как общественная организация, и его основными задачами являются обеспечение участия нашей сборной в Олимпийских играх, расширение международного сотрудничества, популяризация массового спорта и здорового образа жизни, физическое и духовное обогащение людей. С этой целью НОК Украины сотрудничает с государственными, общественными и другими организациями. По сути Национальный олимпийский комитет является объединением спортивных федераций олимпийских видов спорта, которые в свою очередь являются общественными организациями.
Отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации Национального олимпийского комитета базируется на тех же понятиях, что и Public relations – это имидж, паблисити и промоушн. Основная же наша цель – это реализация стратегии нашей организации, которую мы должны донести до каждого. Из этого, думаю, понятно, что аудитории наши обширны – это и действующие олимпийцы и атлеты, которые окончили активную спортивную деятельность, и ветераны спорта, и юные наши «звездочки», представители средств массовой информации, государственных и общественных органов, наши спонсоры, как нынешние так и потенциальные и т.д.
Приведите пару примеров наиболее интересных недавних проектов. С какими брендами/компаниями проводите работу?
Назову наши традиционные проекты направленные на популяризацию спорта в целом: это Олимпийский урок, во время которого главная площадь страны, а также площади всех больших городов Украины превращаются в открытые классы по видам спорта и именитые спортсмены рассказывают и показывают всем желающим особенности этого спорта. Также Олимпийский день, когда на Крещатике все желающие могут стать в один ряд с олимпийскими чемпионами и принять участие в забеге, ответить на вопросы олимпийской викторины, поиграть в настольные спортивные игры, вобщем, найти себе занятие по душе. Ну и конечно же церемония награждения лучших спортсменов страны «Герои спортивного года», спортивное мероприятие, которое стало традиционным светским событием года для олимпийской семьи. У нас надежные многолетние партнеры, которые системны и последовательны в своей поддержке спорта, многие из которых являются также спонсорами Олимпийского движения и сотрудничают с Международным Олимпийским Комитетом.
Сфера спортивного маркетинга достаточно плохо освещена. Расскажите ваше видение рынка - какие компании, организации здесь работают, чем занимаются?
Согласна. Спортивный маркетинг в нашей стране, мягко сказать, не дотягивает до признанных канонов в мире и больше напоминает «неопознанный летающий объект», когда кто-то где-то слышал, но что с ним делать и как быть дальше не знают. А ведь в мире он является одним из наиболее динамично развивающихся направлений бизнеса.
Спортивный маркетинг в Украине – это благодатная «не вспаханная» почва, которая при грамотном подходе может приносить неплохие дивиденды. И здесь не только на кон поставлены имидж и престиж всего спорта, а и всего государства. Ведь гимн страны звучит и поднимается национальный флаг в двух случаях – для Президента страны, и для спортсменов. Даже политики неоднократно признавали, что спортивные победы способны объединить непримиримых политических соперников, так что спорт вполне может претендовать на место «национальной идеи».
Как известно спортивный маркетинг предусматривает 3 направления деятельности: продвижение видов спорта и спортивных организаций, привлечение спортсменов и спортивных мероприятий для продвижения брендов и продуктов, а также популяризация спорта в целом, чтобы увеличить аудиторию. Национальный олимпийский комитет в рамках своей стратегии развития активно занимается первым и третьим компонентом спортивного маркетинга. Второе направление деятельности – привлечение атлетов или соревнований для продвижения брендов происходит, в моем понимании, несколько хаотично, как правило по инициативе частных компаний и зачастую бессистемно. Об этом может например говорить частая смена спонсоров многих традиционных для Украины турниров и соревнований, когда мы каждый год видим нового титульного спонсора. 
В нашей стране практически все виды спорта олимпийской программы, а особенно такие популярные как баскетбол, биатлон, бокс, плаванье, легкая атлетика, теннис, футбол, хоккей, художественная гимнастика и т.д. имеют целый ряд заинтересованных лиц. Это и телеканалы, а точнее будет сказать представители СМИ, и производители спортивных товаров, и спонсоры, и организаторы культурно-спортивных праздников и мероприятий, ну и конечно же сами спортсмены и болельщики. Все это и относится к сфере деятельности спортивного маркетинга. Поэтому повторюсь, что работы хватит всем, было бы желание и терпение. Ведь не всегда результат приходит молниеносно. Человеческий фактор, по моему мнению, здесь как нигде, очень важен. Спортсмен – не робот и не может показывать всегда хорошие результаты, как бы нам всем этого не хотелось.
Есть ли место для PR-агентств в этой сфере? Если да, то где оно?
Места под солнцем хватит всем, ведь пиар есть везде, в самых неожиданных сферах и самых оригинальных формах. Спорт – не исключение. Однако здесь важно разделять спорт на любительский (как раз так называют олимпийский спорт) и профессиональный. Для пояснения скажу, что, к примеру, боксеры окончившие любительскую карьеру, вместо Олимпийских игр начинают биться в профессиональном ринге за деньги.
Так вот, как правило, в любительском спорте у многих федераций зачастую недостаточно средств для привлечения PR-агентства и разработки и реализации комплексной пиар-стратегии. Поэтому им приходится разрабатывать и реализовывать пиар-политику inhouse, что не всегда позволяет получить такую же отдачу, как при привлечение целой команды профессионалов.
С другой стороны федерации более популярных видов спорта либо же офисы профессиональных спортсменов имеют возможность аутсорсинга пиар-услуг, привлечения подобных агентств.
Хотя, по моему мнению, как раз грамотная пиар-стратегия, разумный пакет для медиа-партнеров, позволил бы вывести популярность многих видов спорта на качественно новый уровень, а там бы подтянулись и спонсоры и жить стало бы легче. Может быть пиар-агентствам нужно предложить для клиентов из спорта пакет услуг первого года сотрудничества по социальным ценам, предполагая, что это инвестиция в успешное будущее. В конце-концов надеяться, что «мы ничего не будем делать для спорта, а подождем пока это сделает государство», также неверно. Нужно развивать спорт здесь и сейчас. Поскольку это и здоровье нации, и престиж страны, и возможность для успешных инвестиций, поле практически не освоенное на данный момент.
Расскажите о важности спонсорства и партнерства с крупными брендами и компаниями. Почему это важно для развития украинского спорта?
Спорт в нашей стране не является безусловным приоритетом, а жаль. Ведь физическое здоровье каждого человека – это генофонд нации, ее настоящее, ее будущее. И это не громкие слова, ведь мы всегда желаем человеку здоровья, но его не будет без физической культуры, спорта. Болезнь всегда легче предотвратить, чем лечить.
Если говорить о спорте высших достижений, то без финансовых вливаний, помощи спонсоров очень тяжело достичь высоких результатов. И речь тут не идет о таланте, способностях и самоотдаче. Поэтому тот спортсмен, который имеет спонсора – счастливый спортсмен.
Читала одно исследование, которое проводилось в России, где вопрос к маркетологам по поводу спонсорства звучал так: «Почему вы не используете спорт?», наибольшее количество респондентов ответили, что не понимают преимущества спорта как канала коммуникации. Поэтому Национальный олимпийский комитет, используя свой статус, старается привлечь как можно больше спонсоров, которые готовы вкладывать в спорт, в олимпийское движение. Мы работаем с такими кампаниями как «МТС, «Кока-Кола», «МакДональдз», «Procter & Gamble», многие из них – это мировые бренды, давно зарекомендовавшие себя, я бы сказала, социально-спортивно ориентированные. От такого партнерства выигрывают все, ведь социальную составляющую спорта трудно переоценить.
Более того, по моему мнению, в обществе давно назрела необходимость заполнить нишу «ролевых моделей» для молодежи. Те ужасы, которые мы видим по ТВ в криминальных хрониках каждый день, говорят о том, что современная молодежь утратила позитивные ориентиры и каждый воспитывает сам себя на кумирах, которые зачастую оказываются сомнительными. И вот здесь как раз, я бы видела наших спортсменов. Молодые, здоровые, успешные, порядочные – кому как не им суждено стать новыми кумирами молодежи. И вот здесь коммерческие компании могли бы помочь атлетам стать более публичными, а уж те в свою очередь могли бы рассказать о своей лояльности к тому или иному бренду.
Что вы посоветуете юным специалистам, которые интересуются сферой спортивного маркетинга и PR? Как им попасть в эту сферу и какие навыки нужно иметь?
Спортивный пиар во многом ничем не отличается от пиар в любой-другой сфере. Как и везде, есть свои нюансы, особенности, но основа остается все та же. У нас ни спортивному маркетингу ни спортивному пиар не учат, поэтому все зависит от самого человека, его желания не просто быть в этой сфере, а разбираться в ней и быть успешным.
Немаловажным, как показывает опыт, здесь есть знание психологии, ведь работать приходится с разными людьми. Конечно же на первом месте это знания PR, маркетинга, брендинга, рекламы, ну и той сферы, в которой собираешься работать.
А главный совет – не бояться и верить в собственные силы, ведь с людьми спорта по другому нельзя :))
Беседовал Михаил Герцберг  
Share on Google Plus

About А.А.

This is a short description in the author block about the author. You edit it by entering text in the "Biographical Info" field in the user admin panel.
    Blogger Comment

0 коммент.:

Отправить комментарий