Международные спортивные ивенты ускоряют развитие экономики


Крупные спортивные состязания ускоряют развитие экономики всей страны, а не только городов, где проходят игры. Об этом говорится в докладах Федерального резервного банка Сан-Франциско и аудиторской компании PwC. Окажутся ли их расчеты верными для Украины?
Олимпийский эффект

В стране, которая проводит крупный спортивный чемпионат, объемы внешней торговли возрастают примерно на 30%. Причем растет и экспорт, и импорт. К такому выводу пришли экономисты Марк Шпигель из Федерального резервного банка Сан-Франциско и Эндрю Роуз из Калифорнийского университета в Беркли. Они изучили опыт 196 стран в период с 1950 по 2006 годы и обнаружили этот факт. Свое открытие ученые назвали "олимпийским эффектом" (The Olympic Effect). Не известно, знают ли об изысканиях двух известных экономистов государства, которые борются за право принимать престижные мировые турниры, но факт остается фактом – с каждым годом конкурентная борьба между странами за право быть хозяевами турниров уровня Евро-2012 становится все более бескомпромиссной.
Стали бы страны с абсолютно разным уровнем экономического развития бороться за право принимать события, которые сулят одни убытки? Ответ напрашивается сам собой – в современном пост-кризисном мире, который к тому же находится в перманентном ожидании последующих волн кризиса, таких стран нет. Напротив, именно проведение знаковых спортивных "ивентов" многими государствами мира рассматривается сегодня в качестве эффективной антикризисной меры, способной помочь национальным правительствам справиться с опасными тенденциями в экономике.
"Олимпийский эффект" Шпигеля и Роуза – это не просто красивая экономическая теория, хорошо ложащаяся на первые полосы газет, и не имеющая ничего общего с реальностью. Минимальный сравнительный анализ дает возможность утверждать, что теория американских экономистов имеет десятки доказательств в новейшей истории. Так, в июле 2001 года Пекин получил право принять XXIX Олимпиаду. Через два месяца Китай успешно завершил переговоры о вступлении в ВТО.
Италия выиграла право провести Игры-1960 в 1955 году и вскоре изменила валютное законодательство, вступила в ООН и начала переговоры о создании Европейского экономического сообщества (а из него уже родился Евросоюз).
Олимпиада 1964 года в Японии совпала со вступлением страны в МВФ и ОЭСР. Испания получила право принять Олимпийские игры-1992 в 1986 году и вступила в ЕС. Этот список можно было бы легко продолжить.
Практически каждая страна, которой вовремя удалось понять, что в современном мире спорт и экономика связаны прочными нитями, боролась за проведение у себя дома как Олимпийских игр, так и чемпионатов мира и Европы по футболу. Те государства, которые это почетное право в конкурентной борьбе все-таки выигрывали, в течение буквально нескольких лет ощущали ускорение темпов развития экономики, а также значительный всплеск активности в реальном секторе.
Ученые-экономисты пришли к выводу, что даже сам факт заявки на проведение крупных состязаний уже оживляет торговлю. Даже без учета расходов на инфраструктуру. Особенно это верно для развивающихся стран, к которым можно отнести и Украину. "Проведение крупного спортивного мероприятия равносильно открытой декларации о том, что страна намерена стать полноценным членом международного сообщества", – пишут экономисты в статье The Olympic Trade Effect в журнале Spiegel.
Украина уже давно готова торговать с ЕС и СНГ без ограничений и изъятий. Но из-за сугубо политических вопросов вступление соглашений в силу тормозится. Опыт других стран показывает, что после чемпионата вопрос может сдвинуться с мертвой точки. Впрочем, даже без этих договоров торговля будет бойкой. Иностранные болельщики практически будут торговыми агентами Украины. После чемпионата некоторые из них вернутся в нашу страну не только как туристы, но и с товарами или инвестициями.
C большей выгодой
Рост торговли — это не единственная косвенная выгода, которая ожидает Украину от проведения Евро-2012. Что ж касательно прямых выгод, то многие из них уже видны невооруженным взглядом. Так, например, мы уже получили одну из таких выгод в виде новых объектов транспортной, спортивной и социальной инфраструктуры. Учитывая, что подготовка к Евро-2012 в Украине вместо предусмотренных на нее пяти лет была втиснута в двухлетние рамки, инфраструктурный рывок, который смогло совершить правительство в лице Министерства инфраструктуры, выглядит самым настоящим подвигом, который признают сегодня далеко за пределами Украины.
Темпы, с которыми страну удалось подготовить к Евро-2012, способны побить все известные рекорды. Так, в мире попросту отсутствуют прецеденты строительства в отдельно взятой стране пяти аэропортов в течение двух лет. Технологические и управленческие решения, благодаря которым в срок удалось подготовить к чемпионату Львовский и Киевский стадионы – также достойны особой оценки. Это опыт, который украинские компании и управленцы могут передавать в любой точке мира, где подобные консультации будут востребованы.
Более развитые страны столь мощного инфраструктурного эффекта от проведения чемпионатов уровня Евро-2012, как правило, не получают – они принимают болельщиков на всем готовом. Экономический потенциал стран вроде Германии, США, Австрии и Швейцарии позволяет им развивать инфраструктуру в текущем режиме, без дополнительных стимулирующих факторов. И уж тем более в странах со стабильной экономикой и низким уровнем безработицы подготовка к масштабным турнирам лишь в самую последнюю очередь выполняет социальную функцию.
В Украине же, напротив – расходы на инфраструктуру позволили многим людям найти работу. Евро-2012 позволило десяткам тысяч семей, члены которых были задействованы в процессе подготовки объектов чемпионата, уйти от удара кризиса, ежемесячно получая в семейный бюджет достойный, даже по европейским меркам, доход. И если инфраструктурный бум в Украине не закончится на Евро-2012 – эти десятки тысяч рабочих мест сохранятся. Из уст Министра инфраструктуры Бориса Колесникова неоднократно звучали заверения о том, что процессы, направленные на развитие инфраструктуры крупных городов и межрегионального сообщения, будут поддержаны правительством как минимум на ближайшие несколько лет. А значит – уникальный опыт, наработанный в ходе подготовки к Евро, будет использоваться и дальше.
Экономная подготовка
Вопреки расхожему мнению, что Украина потратила на подготовку к чемпионату Европы заоблачные суммы, реальные итоговые показатели оказались вполне традиционными для затрат в процессе подготовки к турнирам масштаба Евро-2012. Если сравнивать с соседней Польшей, то мы оказались намного экономнее. Строительство одного зрительского места на стадионе в Варшаве обошлось в 8,9 тысяч евро, а в Киеве – 4,1 тысячи, подсчитали аналитики Forbes. В других городах разница тоже заметна. При этом в Польше стадионы строили исключительно за бюджетные деньги, а в Украине значительную часть средств удалось привлечь с помощью частных инвесторов: стадион в Донецке был полностью профинансирован Ринатом Ахметовым, а харьковский стадион – стал хорошим примером такого достаточно редкого для Украины явления как эффективное государственно-частное партнерство.
В целом более развитая Польша потратила на подготовку к Евро-2012 $34 млрд., а Украина — всего $5 млрд., или почти в семь раз меньше (есть и другие оценки, но везде Киев тратит меньше Варшавы). "Эти средства преимущественно были направлены на строительство аэропортов, дорог, подготовку транспортной инфраструктуры", - говорит вице-премьер Борис Колесников. Непосредственно на чемпионат ушло лишь $55 млн. — на рекламу и обучение персонала. Все остальное — дороги, стадионы, аэропорты — останется и будет служить стране десятилетиями. Важно также, что госрасходы позволили поддержать экономику страны после кризиса, когда частных инвестиций не хватало. Без этих трат мы могли бы столкнуться с безработицей и замедлением экономики.
Мотивация

Возможно, многие в Украине на протяжении последних нескольких лет задавали себе один простой вопрос: "Почему же нельзя было просто потратить деньги на инфраструктуру, не ожидая Евро-2012"? Потому что в демократическом государстве избиратели зачастую голосуют за тех, кто обещает рост социальных выплат здесь и сейчас. По этой же причине затраты на инфраструктуру постоянно сокращаются. Большая цель — в данном случае Евро-2012 — мирит избирателей с необходимостью обновлять дороги и мосты.

В специальном отчете Raiffeisen Research о подготовке Украины к Евро-2012 говорится, что 2,8% прироста ВВП за последние три года были обеспечены подготовкой к чемпионату. А ведь активная подготовка к турниру началась только в 2010 году, когда президентом стал Виктор Янукович и политическая ситуация стабилизировалась. Причем еще в 2009 году темпы роста ВВП были отрицательными — минус 15%! Эти цифры означают не что иное, как то, что Евро-2012 фактически помогает нам выкарабкаться из экономической ямы. Как тут не вспомнить про "Олимпийский эффект" Шпигеля и Роуза…
Вместе с тем, чтобы догнать европейские страны по уровню жизни, надо расти опережающими темпами. Для этого эксперты международной аудиторской компании PwC в отчете 2011 года "К игре готовы: Крупные спортивные мероприятия как стимул к развитию инфраструктуры" советуют придерживаться следующих правил. Во-первых, строить только те объекты, которые можно будет использовать и после спортивных состязаний. Во-вторых, развивать депрессивные территории, пользуясь хорошим случаем, который выпадает раз в пятьдесят лет. Наконец, государству стоит привлекать частных инвесторов в крупные совместные проекты. Это позволит потратить меньше бюджетных денег и одновременно задействовать более квалифицированных специалистов.
СПРАВКА

Спорт и экономика:

1992 год, Олимпиада в Барселоне, Испания. Построены кольцевые дороги, решена проблема дорожных пробок. Улучшена система общественного транспорта. Поток туристов вырос более чем в два раза после Игр. Потрачено $12 млрд. (из которых $5 млрд. – государственный средства).
2008 год, Олимпиада в Пекине, Китай. Улучшены метро, дороги, построен сверхскоростной монорельсовый транспорт, около 40 стадионов, аэропорт. Потрачено около $40 млрд.
2012 год, Олимпиада в Лондоне, Британия. Улучшены дороги и железнодорожное сообщение, реконструирована наименее развитая центральная часть города. Потрачено свыше $23 млрд.
2012 год, чемпионат по футболу Евро-2012, Польша и Украина. В Польше обновлено транспортное пассажирское сообщение, дороги, построены стадионы. В Украине построены стадионы, аэропорты, взлетно-посадочные полосы, дороги, запущено скоростное железнодорожное сообщение, обновлен парк общественного транспорта в городах, принимающих матчи Евро, произведена реконструкция архитектурных объектов в центральных частях городов, сдано более 10-ти развязок, эстакад и мостов в столице. При этом Польша потратила $35 млрд., Украина — $5 млрд.
2022 год, Чемпионат мира по футболу в Катаре. Планируется строительство нового аэропорта, железнодорожной сети, моста, который соединит Катар с Бахрейном. Бюджет большой стройки — порядка $70 млрд.
Share on Google Plus

About А.А.

This is a short description in the author block about the author. You edit it by entering text in the "Biographical Info" field in the user admin panel.
    Blogger Comment

0 коммент.:

Отправить комментарий